четверг, 17 ноября 2016 г.

Проект в Kdenlive: всё, что вы должны знать...

Моё знакомство с Kdenlive началось с того, что на хабре я наткнулся на интересную статью про редактирование видео в linux, и чем больше вникал в эту тему – тем сильнее меня она захватывала. Только одна проблема – документация даже на англицком до конца не написана (базовые моменты есть, а вот что-то посерьёзнее – уже можешь и не найти), не говоря про русскоязычные мануалы и всё такое прочее. Как-то нашёл серию статей 2011 года (первая статья лежит здесь) и сначала подумал перевести их - как-никак, изложение подробное, толковое... А потом понял, что не смогу сделать перевод профессионально - для этого необходимо в совершенстве владеть как минимум «киношными» терминами (кадр, кадрик, план и всё такое прочее), плюс «видеограферским» жаргоном (клип, кадр, футаж и т.п.), а потом попробовать «разгрести» этот завал, поскольку даже в литературе по кино есть некоторые разночтения – «план» - это и масштаб изображения, и отдельный участок непрерывно отснятого материала (который у «киношников» называется также «кадр», а у «видеографов» - «клип» или «футаж» - по обстоятельствам). Во-вторых, времена меняются, Kdenlive – вместе с ними, и писать в начале 2017 года инструкцию к версии программы конца 2011 года – как-то не комильфо. В-третьих, 99% книг по видеомонтажу грешат техническим аспектам (какую кнопку нажать, какой плагин подключить, и т.п.), хотя в киноискусстве самое главное – это искусство, а не техника (скажем так: дай классному кинооператору самую посредственную камеру, и он снимет на неё гениальный фильм, а дай бездари суперсовременную технику – и эта бездарь не снимет ничего осмысленного, даже если её научат, когда на какие кнопочки нажимать нужно).

Поэтому я решил «танцевать от печки» - вернее, от художественной составляющей монтажа и редактирования видео: сначала разобраться с тем, что нужно сделать, а потом уже - как именно это сделать. Сегодня же будет статья, посвящённая исключительно технике - созданию и сохранению проекта.

Как только вы запустили в первый раз программу, ещё до того, как вы импортируете в неё свой первый кадр ("видеографы" называют его ещё "футаж", это - калька с английского footage, кадр), сохраните свой проект. Это может показаться странным, учитывая, что ваш проект ещё пуст. Однако, давая имя вашей рабочей области и задавая для проекта место на жёстком диске вашего компьютера, вы формируете «скелет» вашего проекта (его структуру по умолчанию). Kdenlive, как и большинство профессиональных редакторов, создаёт много файлов, где хранит как кеш, так и метаданные. Начиная работу без определения места для всех этих временных файлов, вы тем самым просто сбрасываете все временные файлы в каталог kdenlive по умолчанию, где они будут заброшены после сохранения. Поэтому сохраняйте в отдельных папках даже тестовые проекты.

Есть одна хитрость. Программа очень бережно относится к проекту, работу над которым вы только что начали, но ещё не успели его куда-то «определить». У меня бывали случаи, когда программа «вылетала» (всего лишь пару раз, без каких бы то ни было последствий) – если я проект до этого не сохранял, то он восстанавливался по состоянию последней секунды до краха (очевидно, это – особенность работы самой программы, которая все ваши действия держит в скриптах, то есть простых текстовых файлах). Однако если до этого я сохранил проект, то его восстановление происходило по последнему состоянию, зафиксированному мной, а не программой! Возможно, в этом тоже есть некоторая логика, но лучше всё-таки сохранять свой проект самостоятельно - после каждого сделанного шага.

Определённую проблему может представлять организация хранения множества проектов на диске. По умолчанию все они сохраняются в папке ~/kdenlive. Для проекта создаётся структура файлов и папок, поэтому изначально создавайте для каждого проекта отдельную папку в ~/kdenlive. Если начать создавать проекты в других локациях, скоро вы в них запутаетесь. Решить эту проблему поможет механизм архивирования проектов. Когда вы даёте команду заархивировать проект, Kdenlive заботливо соберёт все файлы проекта (в том числе видео, аудио, картинки, титры, скрипты и бог знает что ещё) в одну папку, перепишет в файлах проекта все пути к файлам, чтобы они соответствовали новой структуре – и запакует всё это в один файл. Звучит заманчиво, но только архивирование проекта не удалит старые файлы с диска, так что поддержание порядка в папках – дело рук самого пользователя! Архивирование проекта предназначено для того, чтобы выгрузить старые проекты на резервные диски, не заботясь о том, чтобы проект содержал все необходимые для его сборки файлы, где бы они изначально ни находились. Кстати, ещё одно применение – перенос проекта на более мощный компьютер для последующей финальной сборки (рендеринга). То есть можно комфортно поработать над проектом со старым нотбуком (особенно если использовать прокси-клипы, об этом вы узнаете, дочитав до конца), а ресурсоёмкую сборку выполнить в другое время (например, ночью) на более мощном компьютере (установив его в кладовке, чтобы спать не мешал).

После сохранения проекта можно импортировать в него отдельные кадры. Импорт заключается во-первых в копировании исходных файлов (мастер-файлов) в папку проекта, во-вторых, в добавлении их в дерево проекта.

Перетаскивание файлов из файлового менеджера в дерево проекта не сопровождается переносом или копированием файлов в папки проекта! И наоборот – перетаскивание файлов в папку проекта не имеет ничего общего с добавлением этих файлов в проект.

Обратите также внимание, что на диск, в папку проекта, необходимо переносить не отдельные видеофайлы с фотоаппарата или видеокамеры, а всё дерево каталогов, поскольку многие камеры используют сложные форматы мультиплексирования, требующие метаданных для правильного воспроизведения видео. Так что копируйте НЕ ТОЛЬКО папку «Streams» или «Clips», но и всю остальную файловую структуру!

Когда вы скопировали отснятый материал на свой жесткий диск и разместили его в папке проекта, можете добавить эти клипы в Дерево проекта Kdenlive, выбрав в меню «Проект» пункт «Добавить клип» - или кликнуть правой кнопкой мыши на дереве проекта и выбрать пункт «Добавить клип».

Kdenlive может предупредить вас о том, что текущие настройки проекта не совпадают с настройками импортируемых кадров. Самый печальный случай – когда вы снимали на разные камеры, с разными настройками (например, HD 30 fps + FullHD 25 fps) – есть над чем подумать… Попробуйте создать мини-проект с двумя небольшими отрывками видео, записанными в разных форматах, и посмотрите, как оно (видео) поведёт себя при том или ином варианте конвертации. Пожалуй, мне понадобится помощь экспертов, чтобы разобраться с тем, как не навредить (как минимум) при сборке проекта из материалов, отснятых в разных форматах. Так что как только я это выясню - напишу отдельный пост.

Настройки проекта можно оставить прежними (указанными при его создании), а можно согласиться с предложением Kdenlive и изменить профиль проекта таким образом, чтобы он соответствовал первому добавляемому клипу. Отнеситесь к этому серьёзно! Профиль проекта создаётся по первому добавляемому клипу, так что думайте над порядком добавления клипов в проект, если они имеют разный формат!

Лучше всего редактировать видеофайл в его родном виде, а перекодировку выполнить только при финальном экспорте видео (рендеринге). Поэтому независимо от того, что вы на самом деле хотите создать, вы должны попытаться редактировать файл в том виде, в котором вы его сняли, или же перекодировать заранее. Любой рендеринг и перекодировка так или иначе ухудшает качество видео, поэтому постарайтесь сделать минимум перекодировок на пути к финальному варианту. Как альтернативу можно предложить перекодировать в самом начале работы над проектом весь материал в формат без сжатия, и в дальнейшем все операции, связанные с изменением размеров, пропорций, развертки и т.п. проводить уже на этом несжатом материале (в этом случае можно минимизировать потери качества, но за это придётся заплатить повышенным объёмом занятого проектом дискового пространства и увеличенным временем рендеринга).

После добавления файлов в проект, но перед выполнением какой-либо работы с ними имеет смысл выполнить создание прокси-файлов. Это – «уменьшенная» копия ваших мастер-файлов, имеющая те же временные параметры, что и исходные файлы, но содержащая в себе более лёгкие для обработки картинки (естественно, с потерей их качества). Что даёт работа с прокси-файлами? Во-первых, при добавлении сложных эффектов картинка в предпросмотре не будет «тормозить» и «зависать» (повышаем комфорт работы с программой). Во-вторых, у программы будет меньше шансов загрузить систему так сильно, что та «ляжет» (повышаем надёжность и стабильность работы программы). В-третьих, повышаем скорость вывода чернового варианта фильма (если сделать «прокси-версию» рендеринга, то есть из прокси-клипов сделать прокси-фильм), который может быть использован, например, для того, чтобы оценить фильм целиком – не нужно ли что-то убрать, поменять местами, подкорректировать (представьте себе, что в фильме, рендеринг которого шёл неделю, необходимо убрать несколько секунд в середине – и ради этого придётся опять запускать рендеринг целого проекта!).

Иногда может потребоваться захватить кадры из какого-то внешнего источника (например, DV-камера, ТВ-тюнер, аналоговая видеокамера, веб-камера). Все эти функции доступны через меню «вид – монитор записи».

Монитор записи (Record Monitor) представляет собой надёжный интерфейс захвата видео. В настоящее время по умолчанию таким интерфейсом является Firewire, и программа предупредит вас, если dvgrab не установлен в вашей системе. Не паникуйте – вы можете всё исправить. Кликните на значок гаечного ключа, чтобы настроить интерфейс, который пытается использовать монитор записи. Меню настройки для Монитора записи должно дать вам выбор между интерфейсами Firewire (dvgrab), Video4Linux (USB и, соответственно, встроенной веб-камеры нотбука), захватом экрана (через RecordMyDesktop) и даже платами видеозахвата сторонних производителей. Выбираем подходящий интерфейс.

После того как вы установили устройство захвата по умолчанию, вернитесь к Монитору записи и выберите из всплывающего меню в правом нижнем углу источник, который вы хотели бы использовать. Возможно, вам потребуется нажать кнопку "Connect" слева от записи монитора, чтобы подключиться к устройству захвата (прим.перев.: например, если вы подключаетесь к miniDV-камере, управление ей перехватывает компьютер, так что не ждите каких-то автоматических действий). И, наконец, нажмите кнопку воспроизведения для предварительного просмотра внешнего видео, и запись, чтобы сохранить его на жесткий диск.

Kdenlive представляет собой не какую-то единую программу, а целый комплекс, своего рода сборку различных компонентов. Для своей работы он требует установки MLT бэкенда (по сути дела, Kdenlive является "графической оболочкой" над MLT - по идее, можно все операции редактирования видео прописать вручную, ввести огромное количество команд в консоли - и получить на выходе готовый фильм, но - понятное дело, так никто не делает!), а также максимального числа видеокодеков и библиотек. Как кто-то мрачно пошутил – установи на свой компьютер Kdenlive – и он притащит за собой практически все компоненты KDE (мрачная шутка заключается в том, что KDE – одно из самых тяжеловесных рабочих окружений для linux; впрочем, это актуально прежде всего для маломощных компьютеров).

Считается, что до версии 0.8 программа Kdenlive была недостаточно стабильной и неполной, а вот всё что вышло после – вполне достойно внимания тех, кто обрабатывает видео на компьютере. На самом деле, версия 0.8 вышла так давно, что вы навряд ли её найдёте и уж тем более не захотите устанавливать – зачем, если ubuntu linux версии 12.04 прекрасно работает даже на нотбуках 2008 года выпуска, и вы действительно сможете обрабатывать на такой древней машине свои видеошедевры в формате HD? Правда, сразу хочу предупредить – используйте в обязательном порядке прокси-файлы (даже на мощных компьютерах это сделает работу с программой более комфортной!) и не ожидайте чуда – возможно, пятиминутный видеофильм в высоком качестве будет обрабатываться на такой древней машине неделю (я не проверял, но всё же)… Во всяком случае, Kdenlive позволяет заархивировать проект целиком, вместе со скриптами его сборки, перенести на более мощную машину, где и выполнить финальный рендеринг фильма целиком.

Комментариев нет:

Отправить комментарий