Чёрт возьми, как давно это я здесь не был? То находил что писать - каждый день, а то вдруг на несколько месяцев
забросил? Впрочем, этому есть оправдание: всё это время я учил других и
учился сам. Но сегодня я хочу рассказать не об этом.Сегодня я хочу поделиться с вами технологией подготовки сценария семейного видео. Монтаж без сценария - возможен, конечно, но... как бы это сказать... неизвестно, куда может завести...
Семейное видео можно назвать подвидом документального кино: здесь всё должно быть снято с первого раза, без дублирования, поскольку всё, что запечатлевается - не игра актёров, а реальная жизнь реальных людей. Однако если документальный фильм сначала продумывается, выстраивается в голове или на бумаге (хотя бы в общих чертах - что и где снимать, кто и что будет делать в кадре, и т.п.) и лишь затем - снимается и монтируется, то домашний фильм сначала снимается (при оказии, случайно, непреднамеренно), а потом монтируется.
Соответственно, если поиск идеи документального фильма лежит за пределами съёмочного процесса и предшествует ему, а следовательно - может направить или скорректировать съёмку, то поиск идеи домашнего фильма может опираться только на те материалы, которые оказались отсняты (а, как известно, у любого фотографа лучший кадр был тогда, когда с собой случайно не оказалось фотоаппарата). Именно из отснятого материала нужно выбрать те моменты, которые станут "ядром" фильма, вокруг которого будет выстроен рассказ. Именно на них будет опираться главная мысль и основная идея фильма.
Любой фильм - это прежде всего история, главной задачей которой является передача некой мысли или идеи. Можно смонтировать гениальный фильм из разрозненных кусков плёнки (отснятых / записанных в разное время, по разным поводам, в разных условиях), если их объединяет история и общий посыл (на самом деле, если вы выстроите отдельные кадры в соответствии с посылом - считайте, что вы уже почти что рассказали историю!). А вот если истории нет - ваш песочный зАмок окажется лишён цемента и станет в лучшем случае жалким зрелищем, а в худшем - посмешищем.
Как найти это самое "ядро" фильма, учитывая его "документальный" характер? Смотрите: ваш материал скорее всего отражает некоторое событие (день рождения, Новый год, приезд или проводы кого-то), следовательно самый яркий момент этого события и должен стать основой будущего фильма. Хм, но ведь событие - ещё не идея, верно? Идея подразумевает какой-то конфликт и его успешное разрешение. Например: ваша горячо любимая бабушка отметила своё 80-летие, и вы весь день носились с видеокамерой и отсняли гигабайты "сырого" материала. Какой же конфликт может быть в этот праздничный день? Да масса, если подумать!
В любом случае имеет смысл придерживаться некоторой структуры сюжета. Сначала должны следовать "введение в тему" зрителей, ознакомление их со средой действия и начальной ситуацией, после чего должна случиться завязка, содержащая в себе момент первого напряжения. Обычно началом развития сюжета служит какая-то перемена: знакомство героев, появление нового персонажа, происшествие или появление новой информации, необычная ситуация, изменение взаимоотношений между людьми или какое-то другое изменение, имеющее далеко идущие последствия. Постепенно накал страстей увеличивается, происходят столкновения интересов двух или более действующих лиц, повороты сюжета, и в результате наступает кульминация - верхняя точка накала страстей, пик сюжета. Это - момент за миг до того, как ситуация или конфликт разрешатся. Ну и завершается всё развязкой - главное препятствие преодолено, интрига закончена, сюжет завершён. Обычно действие ещё какое-то время продолжается, чтобы зритель мог прийти в себя, но сюжет уже исчерпан.
Предположим, предстоит смонтировать небольшой фильм о том, как праздновали юбилей вышеобозначенной бабушки. Сначала нужно показать саму виновницу торжества, её окружение (её комнату или квартиру, может быть - двор, в котором она гуляет, или что-то ещё), потом нужно показать начальную ситуацию (что ей станет? может быть, ранний подъём в день празднования юбилея?), какой-то конфликт (возможно, бабушка постоянно ворчит на кого-то?), развитие этого конфликта по мере приближения часа Ч, когда соберутся гости (а нужно ещё столько успеть!), кульминацию (может быть, что-то разбили, или на кого-то накричали, или кто-то опаздывает, а без него начать не могут - например, отправили внука за тортом, и его всё нет и нет) и развязка (уф, ситуация разрешилась, все выдохнули, все рады, родные и друзья поздравляют юбиляршу и желают встретиться ещё через год в том же составе.
Прежде чем монтировать семейный фильм, необходимо отсмотреть все отснятые материалы (лучше всего делать это, параллельно формируя "скрипт", в котором будут точно переданы все реплики действующих лиц - это ускорит дальнейшую работу: вам будет достаточно подвигать бумажки с репликами на столе, чтобы понять, как изменится суть разговора, и не придётся тратить своё время на монтаж и рендеринг явно чернового варианта).
Возможно, в процессе подготовки к монтажу вам придётся пересмотреть другие материалы из семейного архива, которые могут оказаться полезными и в этом фильме. В примере с бабушкой-юбиляршей, если у вас есть видеозаписи других лет, отснятые по другому случаю, но тем не менее в них бабушка тоже присутствует и даже говорит что-то интересное (или занимается чем-то или очень для неё характерным, или очень необычным - может быть, прыгает с парашютом), какие-то кадры прошлых лет также можно будет вставить в "юбилейный" выпуск, рассказав тем самым историю жизни бабушки. Правда, здесь нужно быть здоровым минималистом: уж если вы рассказываете историю, как бабушка в свой юбилей ждёт торт, а его всё не везут, то и прыжки с парашютом, и всё остальное должны работать именно на раскрытие этой главной мысли (например, бабушка может отметить, что с парашютом ей было легче прыгнуть, чем сейчас торт дождаться), но уж никак не "перебивать" эту мысль, не уводить от неё.
Поэтому я и говорю, что прежде чем что-то монтировать - просмотрите исходный материал (по возможности - не один раз), выделите в нём что-то главное, самое важное, вокруг чего вы не только захотите, но и сможете (в том смысле, что у вас действительно хватит материала) выстроить историю. Если вы не сделаете этого - вы не сможете удержать внимание зрителя.
Конечно, в процессе монтажа "вылезут" все косяки однокамерного монтажа, съёмки по наитию, отсутствия какого-либо плана, что должно быть снято, а что можно пропустить... Но, возможно, все эти проблемы будут способствовать созданию некой "атмосферы" домашнего фильма для семейного просмотра. И посмотрев фильм, вы вдруг поймёте, что снимать-то нужно было чуточку по другому. Как именно? А вот об этом я расскажу в одном из следующих выпусков.
Семейное видео можно назвать подвидом документального кино: здесь всё должно быть снято с первого раза, без дублирования, поскольку всё, что запечатлевается - не игра актёров, а реальная жизнь реальных людей. Однако если документальный фильм сначала продумывается, выстраивается в голове или на бумаге (хотя бы в общих чертах - что и где снимать, кто и что будет делать в кадре, и т.п.) и лишь затем - снимается и монтируется, то домашний фильм сначала снимается (при оказии, случайно, непреднамеренно), а потом монтируется.
Соответственно, если поиск идеи документального фильма лежит за пределами съёмочного процесса и предшествует ему, а следовательно - может направить или скорректировать съёмку, то поиск идеи домашнего фильма может опираться только на те материалы, которые оказались отсняты (а, как известно, у любого фотографа лучший кадр был тогда, когда с собой случайно не оказалось фотоаппарата). Именно из отснятого материала нужно выбрать те моменты, которые станут "ядром" фильма, вокруг которого будет выстроен рассказ. Именно на них будет опираться главная мысль и основная идея фильма.
Любой фильм - это прежде всего история, главной задачей которой является передача некой мысли или идеи. Можно смонтировать гениальный фильм из разрозненных кусков плёнки (отснятых / записанных в разное время, по разным поводам, в разных условиях), если их объединяет история и общий посыл (на самом деле, если вы выстроите отдельные кадры в соответствии с посылом - считайте, что вы уже почти что рассказали историю!). А вот если истории нет - ваш песочный зАмок окажется лишён цемента и станет в лучшем случае жалким зрелищем, а в худшем - посмешищем.
Как найти это самое "ядро" фильма, учитывая его "документальный" характер? Смотрите: ваш материал скорее всего отражает некоторое событие (день рождения, Новый год, приезд или проводы кого-то), следовательно самый яркий момент этого события и должен стать основой будущего фильма. Хм, но ведь событие - ещё не идея, верно? Идея подразумевает какой-то конфликт и его успешное разрешение. Например: ваша горячо любимая бабушка отметила своё 80-летие, и вы весь день носились с видеокамерой и отсняли гигабайты "сырого" материала. Какой же конфликт может быть в этот праздничный день? Да масса, если подумать!
- Бабушке уже 80 лет, а она ощущает себя 18-летней девушкой, ведёт себя не по годам игриво и озорно (конфликт - между "биологическим" и "психологическим" возрастами)
- Что-то идёт не по плану (гости не приходят или опаздывают, бабушка волнуется, но в итоге всё заканчивается благополучно)
- Происходит какое-то неожиданное событие, которое заставляет изменить все планы
- и т.п.
В любом случае имеет смысл придерживаться некоторой структуры сюжета. Сначала должны следовать "введение в тему" зрителей, ознакомление их со средой действия и начальной ситуацией, после чего должна случиться завязка, содержащая в себе момент первого напряжения. Обычно началом развития сюжета служит какая-то перемена: знакомство героев, появление нового персонажа, происшествие или появление новой информации, необычная ситуация, изменение взаимоотношений между людьми или какое-то другое изменение, имеющее далеко идущие последствия. Постепенно накал страстей увеличивается, происходят столкновения интересов двух или более действующих лиц, повороты сюжета, и в результате наступает кульминация - верхняя точка накала страстей, пик сюжета. Это - момент за миг до того, как ситуация или конфликт разрешатся. Ну и завершается всё развязкой - главное препятствие преодолено, интрига закончена, сюжет завершён. Обычно действие ещё какое-то время продолжается, чтобы зритель мог прийти в себя, но сюжет уже исчерпан.
Предположим, предстоит смонтировать небольшой фильм о том, как праздновали юбилей вышеобозначенной бабушки. Сначала нужно показать саму виновницу торжества, её окружение (её комнату или квартиру, может быть - двор, в котором она гуляет, или что-то ещё), потом нужно показать начальную ситуацию (что ей станет? может быть, ранний подъём в день празднования юбилея?), какой-то конфликт (возможно, бабушка постоянно ворчит на кого-то?), развитие этого конфликта по мере приближения часа Ч, когда соберутся гости (а нужно ещё столько успеть!), кульминацию (может быть, что-то разбили, или на кого-то накричали, или кто-то опаздывает, а без него начать не могут - например, отправили внука за тортом, и его всё нет и нет) и развязка (уф, ситуация разрешилась, все выдохнули, все рады, родные и друзья поздравляют юбиляршу и желают встретиться ещё через год в том же составе.
Прежде чем монтировать семейный фильм, необходимо отсмотреть все отснятые материалы (лучше всего делать это, параллельно формируя "скрипт", в котором будут точно переданы все реплики действующих лиц - это ускорит дальнейшую работу: вам будет достаточно подвигать бумажки с репликами на столе, чтобы понять, как изменится суть разговора, и не придётся тратить своё время на монтаж и рендеринг явно чернового варианта).
Возможно, в процессе подготовки к монтажу вам придётся пересмотреть другие материалы из семейного архива, которые могут оказаться полезными и в этом фильме. В примере с бабушкой-юбиляршей, если у вас есть видеозаписи других лет, отснятые по другому случаю, но тем не менее в них бабушка тоже присутствует и даже говорит что-то интересное (или занимается чем-то или очень для неё характерным, или очень необычным - может быть, прыгает с парашютом), какие-то кадры прошлых лет также можно будет вставить в "юбилейный" выпуск, рассказав тем самым историю жизни бабушки. Правда, здесь нужно быть здоровым минималистом: уж если вы рассказываете историю, как бабушка в свой юбилей ждёт торт, а его всё не везут, то и прыжки с парашютом, и всё остальное должны работать именно на раскрытие этой главной мысли (например, бабушка может отметить, что с парашютом ей было легче прыгнуть, чем сейчас торт дождаться), но уж никак не "перебивать" эту мысль, не уводить от неё.
Поэтому я и говорю, что прежде чем что-то монтировать - просмотрите исходный материал (по возможности - не один раз), выделите в нём что-то главное, самое важное, вокруг чего вы не только захотите, но и сможете (в том смысле, что у вас действительно хватит материала) выстроить историю. Если вы не сделаете этого - вы не сможете удержать внимание зрителя.
Конечно, в процессе монтажа "вылезут" все косяки однокамерного монтажа, съёмки по наитию, отсутствия какого-либо плана, что должно быть снято, а что можно пропустить... Но, возможно, все эти проблемы будут способствовать созданию некой "атмосферы" домашнего фильма для семейного просмотра. И посмотрев фильм, вы вдруг поймёте, что снимать-то нужно было чуточку по другому. Как именно? А вот об этом я расскажу в одном из следующих выпусков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий