понедельник, 27 февраля 2017 г.

Конфликт - основа кино

Любой фильм - это прежде всего рассказ. Чтобы он получился интересным, необходимо соблюдать определённые законы - законы драматургии. Сегодня я расскажу о том, как это сделать, снимая семейное кино.

Как обычно рассуждают новоиспечённые "режиссёры" - люди, купившее видеокамеру? "Завтра состоится такое-то событие, нужно его поснимать", что означает "завтра нужно во-первых оказаться на этом мероприятии с видеокамерой, чтобы её батарея была заряжена, а карточка - пуста, ну а там, на месте, уж как-нибудь разберёмся, что снимать". В итоге - сплошная движуха (мельтешение), рассказ в стиле "что вижу - о том и пою", да вот только монтировать (а потом и посмотреть) в итоге нечего. В чём ошибка? - В игнорировании законов построения рассказа, хоть устного, хоть экранного.

Возникает вопрос: а что нужно сделать сегодня, чтобы завтра, когда придёт пора снимать видео, оказаться во всеоружии, причём не только в техническом смысле этого слова? Ответ на этот вопрос вы найдёте под катом...
Понятно, что ваше техническое оснащение не имеет никакого отношения к рассказыванию истории, которую вы надеетесь запечатлеть. Чтобы рассказ в видеофильме получился, его нужно продумать заранее - определить, что может или должно стать кульминацией, какие варианты развития событий могут быть, на что нужно обратить особое внимание (возможно, это какая-то мелочь, которая станет в фильме "вишенкой на торте", то есть украсит сам фильм). Можно заранее вкратце описать идею и структуру вашего будущего фильма: какой (примерно) должны быть или могут быть завязка и кульминация, какие эпизоды (ключевые события дня или мероприятия) должны быть включены в фильм (однажды меня попросили поснимать на свадьбе, и так случилось, что когда жених танцевал со своей мамой, в зале не оказалось ни меня - видеооператора, ни фотографа, так что тут как в рекламе - "не запостил - не было!"). Если эта подготовительная работа проделана, съёмка пройдёт менее напряжно и более продуктивно.

В основе сюжета должен лежать конфликт, поскольку без него - скучно и неинтересно. Хм... Представим себе, что вы снимаете свадьбу - какие тут могут быть конфликты? Ну, во-первых, родители отдают свою дочь в другую семью, а это уже - конфликт. Во-вторых, сами молодые могут вести себя несколько конфликтно (если про них можно сказать что-то вроде "палец в рот не клади - откусит по локоть"). В-третьих, в ходе самой свадьбы может "назреть" конфликт между гостями или с кем-то из внешней среды (обслуживающий персонал в кафе и т.п.). Кроме этого, внутри каждого человека в той или иной степени "горят" те или иные внутренние конфликты и неразрешённые противоречия, и если вы знаете о каком-то из них - его можно передать, но вот только не нужно про это кричать, лучше ограничиться тонкими намёками. Показывая подобные конфликты, нужно быть очень осторожным, чтобы не получилось, что, например, у молодых - самый замечательный день в их жизни, а вы их выставляете напоказ в самом неприглядном свете.

Конфликт может проявляться даже в строгом следовании ритуалу: главному герою хочется одного, а ритуал предписывает совершенно другое. В одной из книг по режиссуре встретил такую формулировку: "конфликт - это рассогласование либо с окружающей средой, либо с самим собой", и это действительно так. В любом случае конфликт приводит к некоторому напряжению (внутреннему, выраженному в сомнениях и терзаниях героя, или внешнему, проявляющемуся в действиях, поступках героя). Готовясь к съёмке видео, продумайте, какие конфликты могут иметь место в конкретном случае, и как передать каждый из них с помощью видеокамеры. Если это возможно, поговорите с будущими участниками съёмок, с будущими героями вашего фильма. Только не упоминайте про какие-то "конфликты" - просто проверьте свои предположения: волнуется ли жених, уверена ли в своём решении невеста, ну и так далее... Проведите заранее небольшое своё исследование, чтобы понять, на что обратить внимание. Возможно, в итоге в готовом фильме обнаруженный вами конфликт будет незначительным, но в любом случае он станет "вишенкой на торте", украсит историю...

Кстати, помимо описанных вариантов, конфликт может представать и в других обличиях. Например - его основой может стать интрига, в основе которой лежат зависть, месть, борьба за власть или богатство. Основой также может стать столкновение разных характеров или взглядов на жизнь, борьба между любовью и долгом, чувством и разумом, и т.п. Если главный герой делает важный выбор, это - его личный, внутренний конфликт, разрешаемый тем или иным образом. Действия, направленные на достижение цели, тоже могут являться конфликтом, поскольку "для того, чтобы что-то отчистить, нужно что-то испачкать" (в стремлении к одному мы вынужденно отказываемся от другого). Побег, избавление от чего либо, равно как и преследование чего-либо, погоня за кем-то - тоже представляют собой конфликт (в целом это - ситуации решения какой-то проблемы, а здесь могут быть и личный выбор героя, и интрига, и борьба между добром и злом).

Конечно, на одном конфликте ваш семейный видеофильм далеко не уедет - чтобы его было интересно смотреть, нужна ещё и история, но об этом я уже где-то писал...

Комментариев нет:

Отправить комментарий