Монтаж – это стыковка экранных
образов для выражения определённого смысла и формирования желаемого переживания
у зрителя. Если стыковка кадров сделана неверно, у зрителя
возникнет ощущение «скачка» или недоумение по поводу хода показываемой истории.
В монтаже изображения существуют две
противоположные задачи: сделать стык кадров незаметным для зрителя и, наоборот,
стыком кадров выделить что-либо, акцентировать внимание зрителя. То есть: в
целом фильм должен идти без «скачков» и «рывков», однако в нём могут быть
расставлены некоторые визуальные акценты!
Какие
требования к монтажу обеспечат плавность экранного повествования?
Монтаж
по тональности (условиям освещённости) и колориту.
Нельзя соединять монтажные кадры с доминирующими дополнительными цветами
(например, еслил после кадра с красно-оранжевыми стенами домов дать крупный
план человека, то его лицо приобретёт зеленоватый оттенок), кадры с сильно
отличающейся освещённостью (например, переход от ярко освещённой снежной целины
к человеку, который сидит в погребе).
Монтаж по крупности.
Если кадр статичен или малоподвижен, монтаж кадров по крупности приобретает
доминирующее значение. Разница в крупности планов снимаемого объекта должна
быть значительной (если она невелика, то это воспринимается как «скачок», тогда
кк значительная разница в крупности, ракурсе или направлении съёмки
воспринимается как более естественный, плавный переход.
Монтаж по фазе движения.
Движение, начатое в первом кадре, должно быть продолжено или завершено во
втором. Особенно важно учитывать прямые и возвратные фазы движения при монтаже
танца, идущего или бегущего человека, и т.п.
Монтаж по взгляду.
Зритель невольно следит за взглядом человека на экране. Приём «восьмёрка» -
передаёт ощущение диалога, даёт точное представление о пространстве и
обстановке, в которой происходит действие.
Монтаж по направлению движения.
В движениях объектов на экране должна быть логика. Если человек идёт домой,
двигаясь в экранном пространстве слева направо, то движение справа налево будет
восприниматься как движение из дома, от дома. Особенно важно соблюдать этот
принцип, если в фильме действует несколько героев.
Разумеется,
это не все правила, а только самые-самые важные для начала. Чтобы монтажные
стыки воспринимались зрителем как нечто естественное и удобное для визуального
восприятия, вовсе не обязательно
соблюдение в двух кадрах всех правил, достаточно лишь их части. Вариантов
монтажа великое множество, и их выбор зависит от конкретной задачи и того
материала, который имеется у монтажера
Возможные
ошибки операторской работы и способы их устранения
Как
правило ошибки оператора исправить невозможно. Что снято – то снято. Если
только переснять ещё раз, но это не всегда возможно. Тем не менее, есть
некоторые проблемы, которые можно решить на этапе монтажа фильма, причём
сделать это, не прибегая к сложным техническим решениям вроде цветокоррекции
изображения.
Разные кадры снимали при разных
условиях освещённости (перегорела лампа с «холодным» светом и
её заменили на «тёплую»). Чтобы склеить «холодный» и «тёплый» кадры, между ними
нужно сделать вставку «переходного», нейтрального кадра (как вариант –
стыковать такие кадры через крупный план или деталь). Берегите «переходные»
кадры – во-первых, они замедляют темп, отвлекают от сути, а во-вторых, их
обычно бывает мало…
Нет исходного материала для
корректного монтажа без «скачка». Если корректный с точки
зрения хода повествования монтаж даёт «скачок», то используется т.н. монтажная
перебивка (вставка нейтрального объекта – рук говорящего, какой-то детали его
одежды, ещё что-то). Если и это невозможно сделать – тогда используется склейка
через высветление или склейка через затемнение.
лучшие
кадры бывают в тот момент, когда при себе нет видеокамеры / правда жизни /
Комментариев нет:
Отправить комментарий